Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Гидрографическая карта Европейской России. Спб., 1846. Литография в раме и паспарту. Подкраска границ и выделение различных путей сообщения акварелью современны изданию. Хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1846


Гидрографическая карта Европейской России. Составлена Департаментом проектов и смет Главнаго управления путей сообщения и публичных зданий. 1846. Масштаб: 50 верст в английском дюйме. Литография. Подкраска границ и выделение различных путей сообщения акварелью современны изданию. Размер в раме: 184 х 176 см. Карта наклеена на плотную тканевую основу. Хорошая сохранность: профессиональная реставрация. Карта имеет историко-культурное и художественное значение, представляет интерес для музеев. Редкость. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.

Представленная карта относится к типичным образцам картографической продукции Российской империи 1830-1840-х гг. Гидрографическая карта Европейской России составлена на основе «Гидрографического атласа Российской империи», выпущенного Главным управлением путей сообщения в 1832 г. Для подготовки картографических изданий при Главном управлении путей сообщения в 1820 г. было организовано Депо карт и инструментов и Художественное заведение для гравирования и печати карт. На карте выделены различными цветами судоходные и сплавные реки, каналы, построенные и сооружаемые шоссе, железные дороги: введенные в эксплуатацию, строящиеся и намеченные к строительству. Выделены одно- и двухколейные железные дороги.

Данный экземпляр интересен дополнительными обозначениями, нанесенными на карту и внесенными в легенду. Это проекты различных типов железных и обычных дорог. Интересно, что на карте зафиксированы этапы строительства, изменения статуса населенных мест, в связи с постройкой дорог. Наличие таких сведений указывает на то, что представленный экземпляр являлся рабочим, возможно, в одном из Департаментов Главного управления путей сообщения, поскольку данные охватывают практически весь объем планируемых работ на территории Европейской России в 1850-х годах.

Карта отражает начальный этап развития железнодорожного сообщения в России. Железнодорожный транспорт в первой половине XIX века был еще экзотикой Построена дорога, соединившая Потербург и Царское село, строилась линия из Петербурга в Москву. В ряде районов страны начались железнодорожные перевозки на короткие расстояния с использованием лошадиной и бычьей тяги, так на Двине в 1846 году была проложена узкоколейная конная железная дорога Дубовка - Качалинская протяженностью более 50 километров, которая во многом способствовала росту объемов торговли в крае. В этот период активизируется развитие путей сообщения страны, активно проектируются новые шоссейные дороги и железнодорожные ветки. Именно эту динамичную ситуацию и отражает карта. Помимо информационного значения она имеет и немалые декоративные достоинства благодаря сочетанию техники литографии и профессиональной раскраски акварелью.